Правила контейнерных перевозок опасных грузов
- Классификация опасных грузов
- Маркировка опасных грузов
- Правила перевозки опасных грузов в контейнерах
Контейнерные перевозки опасных грузов представляют собой вид профессиональной деятельности, требующей лицензирования профильным ведомством. Таким органом власти является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Лицензия выдается, если персонал прошел соответствующее обучение, а транспорт, иная техника и инфраструктура перевозчика соответствуют правилам обращения с опасными грузами. Опасными являются грузы, которые способны нанести вред жизни и/или здоровью человека, а также причинить ущерб окружающей среде.
Классификация опасных грузов
В России и при международных перевозках применяется европейское соглашением с классификатором ДОПОГ. Последняя редакция была составлена и введена в действие в 2017 году. Она предусматривает девять классов грузов с опасностью разной природы:
- Взрывчатые и взрывоопасные вещества и готовые изделия.
- Газы, смеси газов, различные газообразные вещества и продукты.
- Легко- и самовоспламеняющиеся, хорошо горящие жидкости и продукты.
- Легко- и самовоспламеняющиеся, хорошо горящие твердые вещества.
- Органические пероксиды (перекиси) и вещества, склонные к окислению.
- Токсичные (ядовитые, отравляющие) вещества, инфекционные продукты.
- Радиоактивные вещества, материалы и изделия из них.
- Коррозионные вещества и материалы, а также изделия из них.
- Вещества и изделия с низким уровнем опасности иной природы.
К девятому классу относятся, например, асбест и изделия из него, литиевые батареи, двигатели. Второй класс включает также и сжиженные, и сжатые, и растворенные в жидкостях газы и их смеси. К третьему и четвертому классу относят материалы, которые могут воспламениться от трения, нагревания, изменения влажности и других факторов. Седьмой класс объединяет материалы, способные разъедать кожу, поражать слизистые.
Маркировка опасных грузов
Каждый класс имеет специфическую маркировку в виде условных знаков, за которыми закреплено значение того или иного вида опасности. Все знаки разработаны на основе равносторонних ромбов, содержащих схематичное изображение и соответствующую подпись. Например, органические пероксиды обозначают горящим кругом на линии-подставке, надписью на английском языке Organic Peroxide и обозначением класса и подкласса (5.2). Рисунок располагают в верхней половине ромба, надпись – в нижней, шифр классификации – в нижнем углу.
Контейнеры для перевозки опасных грузов (в том числе танк-контейнеры) подлежат маркировке со всех четырех сторон. На правой двери контейнера дополнительно указывают класс опасности. Кроме того, оформляют аварийные и информационные карточки. В случае транспортировки навалом на боковых стенах контейнера укрепляют таблицы оранжевого цвета с указанием шифра классификации, который называется UN. По окончании перевозки маркировка сохраняется до совершения всех таможенных действий и полной отгрузки материалов.
Правила перевозки опасных грузов в контейнерах
Опасные грузы можно перевозит всеми видами транспорта: наземным, воздушным, водным. При погрузке, транспортировке и разгрузке необходимо соблюдать повышенные требования безопасности. В частности, запрещено превышать грузоподъемность транспортного средства. Маршрут составляют так, чтобы не проходить вблизи крупных городов, охраняемых природных территорией, медицинских и учебных учреждений.
Экспедиторам необходимо пройти инструктаж по технике безопасности и правилам обращения с опасными веществами. Они должны также владеть навыками устранения аварийных ситуаций, а транспорт должен быть оснащен необходимым оборудованием. К нему относят аптечки, средства дегазации, защитную одежду, специализированные инструменты. Перевозку осуществляют под интерактивным управлением диспетчера.
Существуют некоторые различия в транспортировке по земле, морю и воздуху.
- По железной дороге. Наземные перевозки опасных грузов осуществляют обычно по железным дорогам, а не на автомобильном транспорте. Материалы находятся в контейнерах и крытых вагонах, изнутри их герметично упаковывают, чтобы исключить протекания и просыпания. Жидкие грузы заливают в тары с двойными стенками. В накладной также проставляют класс опасности. В случае аварийной ситуации вагон с опасным грузом следует отцепить от состава. Он будет находиться в карантине с сопровождающим работником до прибытия группы ликвидации.
- По морю. В данном случае необходимо соблюдать правила размещения опасных грузов на бортах судна, с соответствующими маркировками. Компания-перевозчик в обязательном порядке уведомляет порт о дате прибытия и характере груза на борту, с указанием класса опасности и ее природы.
- По воздуху. При транспортировке опасных грузов авиационным транспортом их следует описать в декларации и упаковать в соответствии с нормативами ИКАО – Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization). Экипаж необходимо оповестить о характере данного груза.
Контейнерные перевозки опасных грузов – важное и прибыльное направление в современной логистике. Оно обеспечивает нормальное функционирование тяжелых и химических производств, ряда наукоемких промышленных отраслей. Это направление при всей его сложности и ответственности хорошо разработано, существуют исчерпывающие четкие инструкции, соблюдение которых гарантирует безопасность транспортировки.
1 ноября 2018
Области применения морских грузовых контейнеров давно – за границами транспортных перевозок. Эти металлические модули сегодня используются для сооружения загородных домов, магазинов, кафе, общес...