Правила и особенности перевозки наливных грузов
- Какие свойства груза учитывают при составлении плана перевозки
- Правила перевозки наливных грузов водным транспортом
Наливными называют грузы, находящиеся в сжиженном или жидком состоянии, – воду, спирты, нефть и продукты ее переработки, растительные масла, пропан, бутан, кислоты, щелочи. Условно их разделяют на группы: нефтепродукты, химические и пищевые продукты, сжиженные газы. Общих правил перевозки наливных грузов не существует, поскольку они обладают разными физико-химическими характеристиками.
Какие свойства груза учитывают при составлении плана перевозки
При определении особенностей перевозки конкретного вида наливного груза в первую очередь учитывают:
- Плотность и вероятную температуру окружающего пространства в пути. При повышении температуры плотность повышается, а при снижении – уменьшается. Если тару заполнить полностью, то в пути при повышении температуры окружающей среды объем содержимого увеличится, и оно может либо пролиться, либо разорвать емкость, если она герметична.
- Вязкость. Эта характеристика важна при определении времени заливки жидкости в тару и ее слива в месте назначения. Для ускорения погрузочно-разгрузочных работ при перевозке вязких малоподвижных веществ используются дополнительные технологические меры и оборудование, например, нагрев и насос.
- Температура застывания. Для таких грузов как битум, асфальтобетонные смеси, во избежание их застывания используется специальная тара с подогревом.
- Испаряемость. Склонность жидкости переходить в газообразное состояние. Высокой испаряемостью отличаются нефтепродукты. Для сведения к минимуму потерь при доставке и операциях слива/налива при составлении плана перевозки учитывают – тип нефтепродукта, вероятную температуру окружающей среды, давление и размеры открытой поверхности.
- Температура вспышки – минимальная температура, при которой пары жидкости в сочетании с атмосферным воздухом могут воспламениться в присутствии открытого огня.
- Температура воспламенения. Характеризует минимальную температуру, при которой сама жидкость или ее пары способны загореться без присутствия искр и открытого огня.
- Предел взрываемости. Наименьшее процентное содержание паров в воздухе, способное привести к взрыву в присутствии искр, открытого огня, сильно нагретых металлических предметов.
- Электролизация. Характеризует способность груза накапливать заряды статического электричества. Накопление таких зарядов повышает пожаро- и взрывоопасность продукта.
- Способность провоцировать коррозионные процессы в металлах. К наиболее коррозионноопасным веществам относятся кислоты и щелочи, поэтому для их транспортировки выбирается только коррозионностойкая тара.
- Токсичность – способность выделять компоненты, отрицательно воздействующие на человека.
Для перевозки жидкостей и сжиженных газов используют:
- Цистерна. Удлиненный резервуар с поперечным сечением круглой или эллиптической формы, чаще всего стационарно установленный на спецплатформу железнодорожного или автомобильного транспорта. При необходимости перегружать жидкость с одного вида ТС на другое обычно не используются.
- Танк-контейнер. Представляет собой цистерну, размещенную в металлической раме, которая по габаритам соответствует стандартным сухогрузным контейнерам. Такая тара экологически безопасна и выгодна с материальной точки зрения, особенно при мультимодальных перевозках, поскольку ее удобно перемещать вместе с содержимым с одного транспортного средства на другое.
- Танкер – морское или речное судно с крупногабаритным резервуаром, в который закачивается наливной груз.
- Флекситанк. Этот достаточно новый вид тары для перевозки наливных грузов. Представляет собой гибкую емкость, изготовленную из современных высокопрочных полимеров. Считается одноразовой. Размещается в обычном сухогрузном стальном контейнере.
При транспортировке наливной продукции без необходимости ее перегруза с одного ТС на другое обычно используются автоцистерны. Они представляют собой полуприцепы или прицепы грузовых автомобилей. Часто востребованы для перевозки питьевой и технической воды, молока, кваса, сжиженных газов. Такие перевозки экономически эффективны при доставке продукции на небольшие расстояния.
Правила перевозки наливных грузов железнодорожным транспортомДля транспортировки жидкостей и сжиженных газов по железной дороге используют:
- Железнодорожные цистерны. Этот вид тары выгоден при доставке продукции в случаях, когда товар будет находиться в одной таре – от закачки до слива в пункте назначения.
- Танк-контейнеры. Беспроигрышный вариант в мультимодальных перевозках. Конструкция танк-контейнеров обеспечивает их достаточно простое перемещение с ЖД-платформы на грузовой автотранспорт или судно.
Правила перевозки наливных грузов водным транспортом
Морские и речные перевозки финансово рациональны при необходимости доставлять большие партии наливных грузов на значительные расстояния. В этих случаях используются:
- Танкеры. Рассчитаны на жидкие товары. Резервуар может быть общим или разделенным на секции. Конструкция второго типа позволяет перевозить на одном судне жидкости с различными свойствами.
- Танк-контейнеры. Их размещают на специальных судах, на которых предусмотрена возможность размещения большого количества модулей, обычно в несколько ярусов.
По степени безопасности водный транспорт уступает железнодорожному, но он незаменим в международной торговле и для доставки продукции в места, в которые невозможно добраться по суше.
18 октября 2021
Паллеты – стандартизированная многооборотная тара, предназначенная для удобного складирования и перевозки различного типа грузов. Ее применение повышает скорость и удобство проведения погрузочно...