Что такое океанские альянсы
Океанский альянс – это сообщество морских перевозчиков, заключивших договор о совместной эксплуатации морских судов. Суть таких союзов – объединение флотов контейнерных судов. Каждый перевозчик имеет доступ не только к своим судам, но и к транспорту, который находится в собственности других участников такой группы. Участие в альянсе также позволяет перевозчикам перевозить свои контейнеры на морском транспорте других членов союза. Соглашение об образовании океанского сообщества позволяет расширить географию грузоперевозок и клиентскую базу. С 2020 года взаимодействие перевозчиков внутри союзов ослабилось из-за снижения спроса на транспортировку грузов.
Какие существуют океанские альянсы
Существует три основных альянса, обслуживающих большую часть мировой торговли.
2М – Maersk и MSC
Швейцарский линейный контейнерный оператор MSC (Mediterranean Shipping Company) и датский грузоперевозчик A.P. Moller- Maersk в 2015 году подписали десятилетний договор о совместной эксплуатации морского транспорта на тихоокеанских, атлантических и азиатско-европейских маршрутах. 2M занимает лидирующие позиции на торговых путях ЕС-Америка.
2М также заключил соглашение о сотрудничестве по стратегическим вопросам с ZIM – израильской грузовой судоходной компанией, организованной в 1945 году. Ее глобальная транспортная сеть состоит из почти 80 линий, которые объединяют почти 80 стран. Для ZIM не является самоцелью полное владение судами, поэтому ему выгодно сотрудничать с альянсом и пользоваться судами его участников. Компания ZIM, в свою очередь, может предложить свою тщательно построенную сеть и информационную платформу ZIMonitor, которая позволяет круглосуточно отслеживать движение грузов, осуществлять онлайн-оповещения и онлайн-бронирование грузоперевозок.
Ocean
В этот альянс входят компании COSCO, OOCL (в 2018 году OOCL стала собственностью COSCO), Evergreen, CMA. Сообщество Ocean в основном работает на путях Азии и европейских государств, в том числе Российской Федерации, и осуществляет примерно 40% морских грузоперевозок на этих направлениях.
THE
Этот альянс включает компании Hapag-Lloyd (пятый в мире по грузоподъемности судов немецкий контейнерный перевозчик), ONE (японскую компанию по судоходству и контейнерным грузоперевозкам), HMM (Южно-Корейскую судоходную компанию) и YangMing (тайваньскую транспортную судоходную компанию, созданную в 1974 году).
Какие задачи решает создание морских альянсов
Основой деятельности сообществ является бизнес-сотрудничество, но морские перевозчики могут объединяться для решения и других проблем. Например, в 2018 году была создана некоммерческая организация из представителей разных альянсов, функциями которой являются:
- продвижение цифровизации;
- проведение мероприятий по технологической стандартизации;
- улучшение совместимости тары разных производителей и владельцев в контейнерных грузоперевозках.
Плюсы создания сообществ морских грузоперевозчиков:
- возможность предлагать заказчикам более выгодные условия на определенных маршрутах, по сравнению с отдельными компаниями-перевозчиками, за счет сбора больших объемов грузов;
- общие инструменты бронирования и предоставления информации о месте пребывания груза.
Но глобализация в сфере грузоперевозок имеет не только преимущества, но и недостатки. С одной стороны, крупные союзы являются монополистами и диктуют ценообразование грузоперевозок в условиях высокого грузооборота, с другой – проявляют медлительность в те моменты, когда требуется оперативное принятие решений.
16 августа 2023
Компании, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, иногда сталкиваются с такой ситуацией, что товар, отправленный за рубеж, по тем или иным причинам возвращается к отправителю. Таки...